
Семинар-практикум для родителей
«Умеете ли Вы общаться с Вашим ребенком?»
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают. Участники передают друг другу мяч и отвечают.
·Общение с ребенком – это …
·Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать …
Резюме. Общение с ребенком это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «Я», взаимоотношения, самооценка.
Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
• Вам нездоровится, к Вам обращается ребенок, Вы …
• Вы зовете ребенка есть, а он не идет, Вы …
• Если ребенок что-то разбил, то Вы …
Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей, записанные на магнитофон. Дети говорили о том, как поступают их родители в выше пере численных ситуациях.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Родителям раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.
Ситуация 1
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок разбросал игрушки. Вы сердитесь и говорите:
- «Сколько раз я тебе повторяла, как надо играть»;
- «Я сержусь, когда ты не убираешь игрушки на место»;
- «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха».
Ситуация 2
Вы заняты очень важным делом.
К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
- «Не сейчас, видишь, я работаю»;
- «3аймись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй»;
- «Я сейчас работаю и не могу по играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем» .
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Вы говорите:
- «Вечно ты приходишь с улицы как поросенок»;
- «Tы посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты?!»;
- «Я сержусь, когда ты приходишь домой грязным».
Ситуация 4
Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова:
-«Tы что не видишь, я с тетей разговариваю» ;
- «Mнe трудно разговаривать, когда меня прерывают»;
- «Не мешай нам разговаривать».
Резюме. Одной из эффективных техник общения является «я-выражение.). Оно, в отличие от «тывыражения», не унижает и не оскорбляет ребенка.
Вручение участникам семинара буклета «3аповеди общения» с главными постулатами общения диалога с ребенком дошкольного возраста и дневника «Наша спортивная семья» для заполнения его вместе с ребенком.
Вопросы для детей в дневнике: «Как тебя зовут?», «Как называют тебя мама, папа, бабушка, дедушка?», «Как зовут твою маму, твоего папу?», «Какие твои любимые подвижные игры?,), «Какие у тебя спортивные достижения?», «В какие подвижные игры любишь играть вместе с родителями?»
Домашнее задание родителям: написать мини-сочинение на тему «Я как родитель,), затем совместными усилиями ребенка и родителей нарисовать семью. В дневнике в рубрике «Наша спортивная семья в выходные,) взрослым и детям перечислить спортивные увлечения семьи, а в рубрике «Сочиняем вместе сказку» – сочинить сказку на тему физкультуры, спорта, здоровья.