Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №19 д.Коленово"

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №19 д.Коленово"

Рекомендации психолога

 

 Три условные группы поведения детей при поступлении в детский сад

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие дети трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

 

 

О гуманизации отношений между родителями и детьми,

а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том , что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за один  проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

  Использовать  все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно,   каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

                                                               

Для  воспитателей

                                                           

«Влияние утреннего приёма детей на последующее здоровье,

бодрое пребывание детей в детском саду»

          Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему  и как вечером проводили домой. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя,  младшего воспитателя (няни) передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас. Приходите завтра». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детсаду.  Предполагается,  что 80 % положительного восприятия ребенка зависит от настроения окружающих и самого ребенка, а 20 % от методик. Каждый воспитатель сегодня старается найти эти приемы.  Для этого можно рассмотреть следующие варианты.

     Ежедневный утренний прием детей можно начинать с опроса родителей о состоянии здоровья детей. Для этого рекомендуется спросить о том,  какое сегодня у ребенка настроение.  И если малыш капризничает или несговорчив, можно предложить ему посмотреть на игрушку, которая пришла его встречать (или ждет его у окошка, если детей принимают на площадке)

    Конечно, первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Можно предложить детям зайти в группу необычно «полететь как листочек к другим детям-листочкам» или «покружиться как снежинка» под музыку.  Это игровое перевоплощение придаст положительных эмоций и детям и воспитателям.

  Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения. В ясельной группе минута вхождения больше театрализованная: лиса, петушок, заяц, мишка,… Сколько веселья вызывает у детей зайчик, скачущий со словами по комнате:

«Скачет зайка маленький,

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка».

       Для установления эмоционального контакта больше значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей.     Организация среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирать пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения. Особое значение предлагаем уделить такому приему утренней встречи как    сюрпризы – игрушки, воздушные шарики, самоделки, куклы из группы.  Они необычные,  яркие, музыкальные, механические и т.д, сюрпризы, которые ждут ребенка уже в шкафчике, словно пришли поддержать малыша в первый его день в саду, после выхода  из-за болезни, долгого отсутствия или в день рождения).

  

         В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находится в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка, побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение.

   Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а ни торопить, ни кричать.

     У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?», либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.

     Когда дети все соберутся в группе, дать установку: «Доброе утро, малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Забудьте всё плохое, печаль, зло – и выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.

  От того, как прошел утренний прием,  как ребенок вошел в группу, как его встретили и  ждали ли его,  а также какое настроение у окружающих его взрослых,   зависит эмоциональный уют в группе в течение дня.  В  дальнейшем это определит, будет ли ребенок с удовольствием ходить  дет/сад и  с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.

    Педагогические находки современных воспитателей порадуют детей, создадут благоприятную психологическую атмосферу в группе, а также создадут доверительные отношения между родителем и воспитателем.

Желаем Вам  большого педагогического творчества

в этой важной и нужной работе!

Психологическое здоровье педагога

     Цели:    -   ознакомить педагогов с понятием «психологическое здоровье»;

-          мотивировать участников на познание собственного эмоционального состояния;

-          формировать в группе атмосферу взаимной поддержки и доверия.

  В педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психологическому здоровью.

  Можно  сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.

      Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. В связи с этим предлагаем Вам некоторые известные, но важные рекомендации….

  СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ФОРМУЛЫ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ:

1.  Научитесь расслабляться и плавно переживать проблемы. Все люди,
достигшие 100 лет, поражают своим спокойствием. Они научились
переживать житейские бури, не давая им себя сломить.

2.          Поддерживайте отношения с окружающими. Общайтесь с
родственниками хотя бы по телефону или пишите им письма. Не
забывайте соседей и друзей.

3.          Пытайтесь, не смотря ни на что, завязывать новую дружбу, в т. ч.             с молодыми людьми. И обязательно выбирайтесь из дома хотя бы раз в
неделю.

4.          Следите за новостями. Они поддержат Ваш мозг в активном состоянии и
дадут Вам чувство сопричастности, избавят от ощущения
изолированности и одиночества.

5.          Ставьте перед собой цели и добивайтесь их.

6.          Не пренебрегайте физическими упражнениями, но знайте в них меру.
Многие долгожители говорили, что суть именно в активной
умеренности. Выберите то, что Вам больше нравится: прогулки,
велосипед. Пусть кровь быстрее бежит по жилам, вот только уставать не
надо.

7.          Будьте оптимистом и смотрите в будущее. Долгожители знают, что
когда-то умрут, и тем не менее охотно делятся планами на ближайшие
годы. И никогда никто не жалуется на свои недуги. Они всегда говорят,
что чувствуют себя хорошо, а это уже стиль жизни! Это означает, что
они воспитали в себе это замечательное качество, сами сформировали
стиль жизни. Этому только остаётся по-хорошему позавидовать.

УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

   ☼В процессе трудового дня необходимо сознательно регулировать уровень нервно-психической активности. По мере снижения работоспособности появляется ненужная раздражительность. В момент нарастания утомления центральная нервная система повышает свою активность, мобилизуя внутренние резервы, подключает аппарат эмоций. Поэтому, если вы возбуждены, то на счёт до 20-ти у вас уйдёт меньше 16 секунд. ☺Значит надо прибегать к каким-то средствам саморегуляции, направленным на снижение избыточной нервно-психической активности, например к релаксации. Помните: мышечные ощущения крайне важны. Они побудители выработки гормонов, обеспечивающих чувство уверенности, внутреннего покоя, желания выполнить задуманное. Чтобы «спустить» пар можно провести дыхательные упражнения: вдох под счёт 1-2, выдох 1-4, вдох 1-3, выдох 1-6. Так дышать 2-3 мин. ♥ Чтобы подавить вспышку гнева, надо медленно и глубоко вздохнуть, задержать дыхание на 10-20 сек, затем следует сделать выдох 10-20 сек.